Председателю Совета Федерации
Федерального собрания
Российской Федерации
С.М. Миронову
Уважаемый Сергей Михайлович!
Председатель правительства РФ В.В. Путин в январе текущего года на совещании по совершенствованию контрольно - надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере сельского хозяйства дал крайне негативную оценку работе государственной ветеринарной службы России и поручил Министерству сельского хозяйства РФ провести ее реформирование.
Большинство ветеринарных специалистов согласны с такой оценкой и поддерживают решение о необходимости проведения Реформы
В начале 2000-х годов реформа государственной ветеринарной службы уже проводилась и была, по мнению большинства ученых и ветеринарных специалистов, очень неудачной.
В ходе этой реформы ветеринарная служба субъектов РФ (включая и районный уровень) перестала финансироваться из средств федерального бюджета, а федеральная собственность была передана в субъекты РФ.
Таким образом, необоснованно была уничтожена вертикаль управления государственной ветеринарной службой, и были созданы дублирующие друг друга государственные ветеринарные службы (на федеральном и на местном уровнях). На федеральном уровне дублирование обязанностей происходит между "структурами Россельхознадзора и Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ (структура с малочисленным штатом и непонятным статусом), а в субъектах - между Управлениями Россельасознадзора в субъектах и органами исполнительной власти субъектов в области ветеринарии. Такая структура службы привела к коллективной безответственности на всех уровнях управлении.
Фактически в настоящее время в основном всю работу по ветеринарному обслуживанию (кроме пограничного ветеринарного контроля) выполняет ветеринарная служба субъектов Федерации. Но она юридически не подчинена ни Департаменту ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, ни Россельхознадзору и лишилась ряда полномочий, ранее принадлежавших ей. Ее деятельности и жизнеобеспеченность (финансирование, штатная численность и т.д.) полностью зависят от возможностей субъекта Федерации, а в ряде случаев она финансируется по остаточному принципу.
В России государственная ветеринарная служба впервые была организована в 1868 году и предусматривала вертикаль управления на трех уровнях. На федеральном уровне - Комитет ветеринарии в составе Министерства внутренних дел на уровне губернии - ветеринарные отделы при губернаторе, а в уездах - уездные ветврачи. Непосредственно Комитету была подчинена Центральная ветеринарная лаборатория и ветврачи на скотопрогонных станциях при погрузке и выгрузке животных.
Единственным новшеством было то, что органы управления госветслужбы были переданы в ведение Министерства сельского хозяйства. Таким образом, на протяжении почти 140 лет организация структуры управления государственной ветеринарной службой принципиально не менялась.
Во многом благодаря именно такой структуре в России были достигнуты значительные успехи в профилактике и ликвидации ряда опасных болезней животных, это способствовало развитию сельскохозяйственного производства, а ветеринарная служба России имела заслуженный авторитет у ветеринарных служб зарубежных стран и Международного эпизоотического бюро.
В настоящее время министром сельского хозяйства РФ во исполнение поручения правительства озвучен иной подход подход к реформированию структуры государственной ветслужбы (газета «Коммерсантъ» от 21.01.2010).
Планируется выстроить «не урегулированный механизм взаимодействия центра с регионами» и подчинить руководителей ветслужбы субъекта непосредственно Россельхознадзору, предлагается пересмотреть до 50% всех нормативных документов отрасли.
Подчинение ветеринарной службы субъектов Федерации Россельхознадзору - заведомо ошибочный, тупиковый путь, это приведет к снижению эффективности ветеринарного обслуживания и дальнейшему разрушению службы. Ветеринарная служба никогда не была чисто надзорной. Это извращенное понятие о содержании работы ветеринарной службы появилось с учреждением Россельхознадзора.
Ветеринария - это самостоятельная отрасль сельскохозяйственного производства, включает в себя органы управления, диагностические центры, научнo-исследователъские учреждения, учебные институты, биофабрики и т.д. Без авторитетной, хорошо административно обустроенной ветеринарной службы невозможно эффективное развитие животноводства.
Основное содержание работы ветеринарной службы - сохранение и увеличение здорового поголовья скота, повышение его продуктивности, профилактика и лечение болезней, производство полноценных и безопасных продуктов животноводства, защита населения от болезней, общих для человека и животных. Для реализации этих задач государственная ветеринарная служба разрабатывает и осуществляет целевые программы по указанным вопросам, как на федеральном, так и региональном уровнях, участвует в разработке законодательных актов, а также утверждает правила и инструкции по различным вопросам ветеринарии.
В настоящее время в стране имеется реальная возможность устранись ошибки, допущенные при реформировании службы в начале 2000-х годов, которые и стали основной причиной низкой оценки работы службы на совещании у главы правительства и резкой критики работы ветеринарной службы за последние годы. При проведении реформирования государственной ветеринарной службы необходимо, прежде всего, учитывать накопленный исторический опыт организации службы, экономическое состояние и обустройство страны, а также технологию производства и переработки животноводческой продукции. Исходя из этого, наиболее целесообразным будет создание на федеральном уровне единого органа управления госветслужбой в составе Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент ветеринарии с подчинением непосредственно министру), на уровне субъекта - Управления ветеринарии (органы исполнительной власти субъекта) с подчинением Департаменту ветеринарии по специальным вопросам. В территориальных органах Россельхознадзора- отделы внутреннего надзора целесообразно ликвидировать, а на основе отделов внешнего надзора (пограничный ветнадзор) сформировать зональные управления ветеринарного контроля по числу округов представителей президента с непосредственным подчинением Департаменту ветеринарии. Диагностическая служба должна быть подчинена государственной службе соответствующего уровня и представлена республиканской ветлабораторией, диагностическими центрами субъектов Федерации с зональными ветлабораториями. Этот путь реформирования позволит значительно сократить количество ветврачей с надзорными функциями, повысить эффективность ветеринарного обслуживания сельхозпроизводителей, будет способствовать повышению авторитета профессии ветеринарного врача, который в последнее время резко упал.
Для выполнения поручения правительства и подготовки решения о путях реформировании госветслужбы целесообразно создать комиссию с привлечением авторитетных руководителей ветслужб субъектов Федерации и ученых. Принимаемые решения о реформировании считаем целесообразным обсудить на республиканском совещании ветеринарных специалистов.
И.А. Бакулов – заслуженный деятель науки, доктор ветеринарных наук, профессор, академик Россельхозакадемии, Герой Социалистического Труда.
М.И. Гулюкин – доктор ветеринарных наук, профессор, академик Россельхозакадемии, директор ВИЭВ
В.М. Авилов – заслуженный ветеринарный врач России, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент Россельхозакадемии, руководитель секции организации, экономики и истории ветеринарии Россельхозакадемии
В.В. Сочнев – заслуженный деятель науки, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент Россельхозакадемии, профессор Нижегородской сельхозакадемии
Источник - "Ветеринарная жизнь"
|